Перевести страницу

Статьи

Cплав по Вильве, или Как сплавляются чайники

От автора. Статья составлена на основе дневника первого сплава по реке Вильва в 2002 году.

Река Вильва берет начало в Горнозаводском районе Пермского края, вблизи границы со Свердловской областью. Вильва имеет в основном субширотное направление, в Чусовском районе впадает в реку Усьву. Сплав начинают от пос.Нововильвенский (Новая Вильва) и заканчивают в г.Чусовом, протяженность реки составляет более 150 км.

Итак, как все начиналось. Случайно я узнала, что моя одногруппница собирается на сплав и есть одно свободное место. Быстренько купив рюкзак и утрамбовав вещи в водонепроницаемые пакеты (кэп сам показывал, как уминать ногами содержимое рюкзака), я собралась в свой первый сплав. Ожидание было томительным, казалось, в последний момент все сорвется. К счастью, так не случилось, и 30 апреля в 21.50 экипаж двух судов стартовал с Пермь II. В вагоне было объявлено: "Господа водоплавающие! Просьба соблюдать порядок и правила проезда в электропоездах". Громовой хохот перекрыл последние слова. Эта ночная веселая электричка до Комарихинской поразила меня единством своего состава: туристы от мала до велика, от 10 до 50 лет, казались одной дружной семьей: здоровались, обнимались, искренне интересовались делами друг друга (а видятся все они 1-2 раза в год!). Не смолкали песни под гитару. Через час, после накрытия импровизированного стола, началось нечто невообразимое! Все ходили друг к другу в гости. Одновременно кто-то говорит, кто-то поет, кто-то танцует. Вдруг чей-то голос на несколько секунд перекрыл все остальные голоса: "Комарихинская! Приехали!" Так быстро?! До нее же 4 часа. Время пролетело молнией. Выходим. Огромный рюкзак - больше меня - давит на плечи. Меня даже шатает под его тяжестью. Сразу видно, в первый раз. Туристы высыпали на привокзальную площадь, дошли до первой поляны и разожгли(!) костры, штук 10-15. "А что, местные не против?" - робко поинтересовалась я, увидев, что в ход идут какие-то заборы. "Пускай попробуют быть против" - широкая ухмылка была в ответ. Н-да, попробуй возрази таким пиратам, почти у каждого на поясе нож болтается.

Звезды сверкали на темном небосклоне, потрескивал костер. Незаметно прошло еще несколько часов с песнями под гитару. Вот и электричка до Теплой горы пришла, все подхватили, как пушинки, свои рюкзаки и вперед. Часть нашей команды оказалась в электричке еще до открытия дверей, догадайтесь, как. Cкамьи и этой электрички превратились в столы, а затем в кровати с помощи спальников.

1 мая. Проснулась я от солнечного света, который бил в лицо и наполнял какой-то необъяснимой энергией. Почти все уже встали, но было подозрительно тихо: самые голосистые певуны и пивуны еще спали. Глядя на их праведные спящие лица, невозможно было без смеха вспоминать их вчерашние выходки. Вот и Теплая гора. Спускаемся до реки (кое-кто пропадает надолго) и ловим машину до пос. Нововильвенский (Новая Вильва). На берегу Вильвы накачиваем лодку (прожившую свою жизнь в геологической экспедиции), привязываем вещи и накрываем пленкой. В нашей команде - Вано, Аля, я и Алекс - три человека из четырех идут на сплав в первый раз. Мы уже в спасах, но команда ката собирается медленнее и поэтому принимается решение вставать на воду завтра. Черт с ним, ужинаем и отбой.

2 мая. Наконец-то встали на воду. Я сижу на носу в 20 см от края лодки, нет, в 2 см...О Боже, как все неустойчиво! Но думать надо было раньше. Теперь же отчаливаем. Полный восторг! Лодку покачивает на волнах, свежий ветер бьет в лицо, солнце ласкает своими лучами...Течение очень(!) быстрое, команда же очень не сработана: лодка вихляет, но ничего, сгребемся. Через некоторое время замечаем на берегу стоянки туристов: слышны приветственные вопли, как будто мы всех там давно знаем. Вот видна очень большая стоянка и слышны крики: "Впереди - затор!" Чалимся, но вскоре решаем идти через затор. Начали кружить между островами друг за другом. Безрезультатно. Тогда остановились вскипятить чаю на берегу, но неожиданно вода на глазах начала прибывать, льдины - резко срываться с места. Сорвались и мы. Скорость воды сильно увеличилась, значит, и наша тоже. Впереди и сзади несутся огромные льдины с бешеной скоростью, только успевай отталкивать веслом. Волны достаточно велики, водная гладь здесь отсутствует. Поворот впереди. Катамаран впереди, он прошел посередине. Нашу же лодку очень сильно относит к правому берегу. Мы гребем из-зо всех сил. Какое-то леденящее чувство... Как сквозь пелену, я слышу дикий голос кэпа: "Правый борт, греби! Греби! Греби!!!...!" Это бесполезно, слишком поздно, черт, нас относит на водяную яму, о, боже, как она глубока, лодка падает в нее, как в бездну, взбирается на противоположный край... Неужели прошли?! Нет, волна от берега бьет в борт, мой борт. Я вылетаю из лодки в воду, но не чувствую ее. Падает Алька. Лодка переворачивается, медленно, но верно, причем на мою голову, я с трудом уворачиваюсь. Вано с Алькой уходят под воду, Алекса я не вижу. Хватаю два проплывающих мимо весла, пара секунд, но этого хватает, чтобы течению отнести меня от лодки, я с трудом успеваю удержаться за веревку вдоль борта. Из-за спасика течение выносит меня вперед лодки. "Ольга, ты жива?! Ты здесь?" - кричит Вано. Это ужасно, нас несет с бешеной скоростью, мелькают кусты по берегам, нас обгоняют льдины, они сдавливают нас и лодку, я с трудом отталкиваю их ногами. Пара льдин подло вьезжает Алексу в спину. "Где Алька?"- истерично воплю я. "На берегу, я ее вытолкнул. Плыви на берег!" Легко сказать, с двумя-то веслами в обеих руках. Лодку несет все быстрее, мы не можем ее остановить, под нами на дне - скользкие льдины, не тормозится. Берег завален вертикальными льдинами, глубоким снегом, не зацепишься. Нет даже ив! Наконец-то какие-то кусты, мы цепляемся, выволакивая лодку и переворачивая ее. Всех трясет, дрожь буквально захлестывает тело. Я чувствую, что сознание мутнеет. Передозировка острых ощущений. Вот и Аля ползет по берегу, проваливаясь по пояс. Садимся в лодку и плывем дальше на двух пойманных мной веслах, остальные уплыли. Чуть проплыв, видим наш кат на берегу и костер. Как сквозь пелену, слышны ободряющие слова. Переодеваемся в сухое. Потрясающее ощущение сухой одежды! У костра дрожь перестает. Теперь можно плыть дальше как ни в чем не бывало.

На стоянке вечером развели два костра: для ужина и для сушки одежды. Меня порадовало и удивило отношение стоявших рядом туристов: узнав о нашем оверкиле, налили нам горячего чаю, посочувствовали. Да, здесь собираются другие люди, здесь другой мир...

3 мая. С утра день казался солнечным и беззаботным. Свежий ветер бил в лицо, волны качали лодку. Но начались шаверы, бочки, прижимы. Теперь мы с Алей сидим на дне лодки, чтобы нос не опрокидывался. Непредсказуемая река: то, разливаясь, идет по лесу, грозно бурча, так срезая себе путь, то петляет, лениво мурлыкая, то, ударяясь о пороги, образует огромные волны, на вершине которых - белая пена. В то же время Вильва чудесная, звонкая, неповторимая!

Обидно, все пороги прошли без проблем, а какой-то первый поворотик не смогли...

На обед была стоянка среди поляны подснежников, их так много, все крутые берега - в подснежниках, как в звездах! А потом - дальше среди льдин, которые мы с Алей отталкиваем ногами. Эти милые льдинки попортили нам немало нервов, грозя пропороть лодку. Они, конечно, красивые - с голубым отливом, но когда лежат на берегу.

4 мая. С утра разговоры были только о трубе - трубопроводе, проходящем по руслу Вильвы, на котором легко переворачиваются каты. Но уровень воды в этом году позволил пройти трубу очень спокойно, она была полностью скрыта (дюкера в 2002 году еще не было).

Река стала более спокойной - болото. Вильва петляла, ворча над расческами. Неожиданно мы выплыли к 13 км - концу нашего сплава. Поляна уже подсохла, всюду подснежники и медуницы, яркое солнце, голубое небо. На солнце высушили одежду. Мы с девчонками улеглись загорать. Народ купался. Одежду уже не жалко, я нырнула не раздеваясь. С усилием вынырнув - мощнейшее течение! - и с удивлением увидев, как я уже далеко от исходной точки, я сделала несколько гребков к берегу. Мне подали руку, чтобы не собрать на себя глину с обрывистого берега. Ощущения непередаваемые - лед и пламень!

В 4 утра пришла электричка до Чусового, в городе пересели уже в электричку до Перми. В Перми, покачиваясь под тяжестью рюкзака, под которым я казалась тростинкой, я заметила, как быстро распустились деревья за  выходные. Цивилизация пробудила воспоминания о покачивании на волнах, пении птиц, полянах подснежников, журчании фонтанов, голубых льдинах на берегах Вильвы... Все это - первомайский сплав! И только от нас зависит, повторить ли его снова!